Текст: Илья Овчинников
Среди ярких событий Зальцбургского фестиваля, одного из главных музыкальных форумов мира, - два концерта Владимира Федосеева за пультом Моцартеум-оркестра. Публика с воодушевлением приняла сочинения Моцарта, Чайковского, Бетховена в интерпретации российского дирижера.
Летний Зальцбургский фестиваль - на пороге очередных перемен. В третий и последний раз он проходит под руководством Александра Перейры; по окончании нынешнего форума Перейра уходит в Ла Скала, где также не задержится надолго. На протяжении следующих двух сезонов фестиваль будет возглавлять Свен-Эрик Бехтольф, отвечающий в команде Перейры за драматический театр. Остается гадать, как в его эпоху будет выглядеть афиша форума, и при Перейре не блиставшая внятностью. Интендант упразднил практически все, что было достигнуто в рамках концертной программы фестиваля его предшественником Маркусом Хинтерхойзером, не предложив почти ничего равноценного взамен. И если при Хинтерхойзере (он снова возглавит Зальцбургский фестиваль через два года) можно было идти на любой концерт в ожидании захватывающей, нестандартной программы, сейчас таковую найти в афише труднее. Неудивительно, что отдельные удачные находки случаются в рамках концертных серий, что существуют на фестивале десятилетиями и не слишком зависят от выбора интенданта. Среди них - Mozart Matineen, "Моцартовские утренники" выходного дня с участием Моцартеум-оркестра.
Из двух главных оркестров Зальцбурга, имеющих в городе постоянные сезоны и регулярно участвующих в летнем и других фестивалях, в России лучше известен "Камерата Зальцбург", периодически гастролирующий в Москве. Хотя, когда есть возможность сопоставить оба коллектива, например, в рамках зимней "Недели Моцарта", первенство Моцартеум-оркестра очевидно. Под уверенным руководством Айвора Болтона оркестр достиг невероятной стилистической гибкости, с легкостью переходя от Моцарта к Губайдулиной и от Баха к Веберну. Он одинаково убедительно выступает и как камерный, и как симфонический, что нехарактерно и для многих оркестров высшей лиги. И даже в рамках цикла Mozart Matineen, обычно консервативного и фокусирующегося на Моцарте, звучат композиторы от Глюка до Вайля. Программ в нынешнем цикле шесть, каждая повторяется дважды. Две из них представляет главный дирижер коллектива Айвор Болтон, по одной - Манфред Хонек, Адам Фишер и Марк Минковский (именно в программе этого специалиста по музыке барокко звучала вторая симфония Вайля).
Еще одну программу за пультом Моцартеум-оркестра представил Владимир Федосеев. С Александром Перейрой маэстро сотрудничал, еще когда тот возглавлял Цюрихскую оперу. Два года назад по приглашению интенданта Федосеев дирижировал в Зальцбурге оперой "Клеопатра" Массне, а в декабре планирует серию спектаклей "Щелкунчик" уже на новом месте работы Перейры, в Ла Скала. Программа, предложенная дирижером, выглядит вроде бы традиционно: Моцарт, Чайковский, Бетховен. Но из трех номеров концерта лишь один можно назвать хитом - "Героическую" симфонию Бетховена. Ни Двадцать восьмая Моцарта, ни "Моцартиана" Чайковского не относятся к расхожим сочинениям, и обе прозвучали на удивление свежо. Тон концерту задала миниатюрная - меньше четверти часа - симфония Моцарта. Казалось бы, Федосеев далек от Болтона, сезон за сезоном прививающего своему коллективу любовь к музыке барокко и соответствующему звукоизвлечению. Тем не менее, общий язык был найден, и под руководством Федосеева оркестр звучал воздушно, полетно, легко.
Эта легкость не исчезла и в "Моцартиане", оркестровой сюите Чайковского на темы одного мотета и трех клавирных сочинений Моцарта. Лучше всего показала себя духовая секция, с великолепными соло флейты и кларнета. Главным же номером стала "Героическая" Бетховена. Едва ли возможно сосчитать, сколько раз хотя бы за десятилетие ее слышала придирчивая зальцбургская публика. Тем не менее, интерпретацию российского дирижера она приняла безоговорочно. Если не считать происшествия с лопнувшей струной у концертмейстера группы контрабасов, симфония пролетела на одном дыхании, и после пятидесяти минут музыки хотелось еще и еще. Состав, где было всего по три пульта первых и вторых скрипок, звучал со всей оркестровой мощью - здесь счастливо соединились тяготение Федосеева к крупным концепциям и гибкость коллектива, привычного и к камерному, и к симфоническому репертуару. Оба концерта прошли с огромным успехом, после чего маэстро отбыл в Филлах, где уже днем позже дирижировал на фестивале "Каринтийское лето" Большим симфоническим оркестром имени Чайковского.