Реставратор музыкальной географии
В 1995 году в интервью Владимир Иванович Федосеев печалился о том, что внутри России порушены многочисленные культурные связи, что оркестру куда легче принять приглашение в зарубежную поездку, чем делать визит в любимые города отечества. Сегодня ситуация, похоже, меняется. Об этом сам дирижер поведал в беседе с вашим обозревателем. Зияющие дыры в культурном пространстве латаются усилиями нескольких самоотверженных культурных институций России и, само собой, доброй волей самого маэстро. Идея нынешнего фестиваля возникла два года назад в диалоге Владимира Федосеева с художественным руководителем Пермского академического театра оперы и балета Георгием Исаакяном. По признанию самых авторитетных российских критиков, Пермский театр сегодня -- один из лучших в России, и немудрено, что именно с ним захотел сотрудничать маэстро. В интервью «Времени новостей» Федосеев поделился и собственными воспоминаниями о состоявшемся лет двенадцать назад визите в Пермь с родным ему Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского (БСО). Те концерты прошли с триумфом. Особый восторг вызвал «Петрушка» -- затейливое, фантастически красивое сочинение Игоря Стравинского, музыка к одноименному балету. Владимир Федосеев и его супруга, музыковед Ольга Доброхотова рассказали, что пермские меломаны-умельцы даже сшили своего «Петрушку» из разноцветных лоскутов и подарили оркестру в знак восхищения.
Закономерно поэтому, что во время нынешнего фестиваля «Петрушка» с БСО звучал вновь. Осуществить мечту о федосеевском фестивале в Перми помогла разработанная Министерством культуры РФ федеральная программа Всероссийских филармонических сезонов. В рамках этой программы Московская филармония берет на себя функцию бывшего Союзконцерта («Росконцерта»). Обеспечивает гастроли знаменитых коллективов и солистов в разных городах страны и восстанавливает таким образом порушенные культурные связи. Принцип, согласно которому программа живет, заключается в софинансировании проектов госказной Минкульта и областными филармониями (в данном случае -- театром). Программа существует шесть лет и охватывает уже около 50 городов-партнеров.
Реставратором музыкальной географии России Владимир Федосеев выступает и сам по собственной инициативе. Публике городов России он признается в любви. По его словам, это очень благодарные, чуткие, отзывчивые слушатели, которые «нуждаются в потерянных чувствах». Потому БСО воодушевленно принимает приглашения ехать и играть не только в Пермь или Великий Новгород, но и в столицу Мордовии Саранск, и в закрытый город Саров Нижегородской области, где очень по-российски пугающе совмещены один из центров русской святости (обитель преподобного Серафима Саровского) и секретная лаборатория уничтожения всего живого (база, где создается и испытывается атомная бомба). Жители Сарова (прежде всего физики-ядерщики) знают цену ответственности за изобретаемое ими атомное оружие-щит. К событиям культурной жизни относятся эти в большинстве своем очень образованные, интеллигентные люди непривычно для москвичей щепетильно и требовательно. Тот случай, когда эстетика охраняет этику. Благодаря самоотверженности Алевтины Ронжиной, директора Дома ученых в Сарове, БСО выступал в закрытом Сарове весной, музыканты надеются посетить город и в будущем, юбилейном для оркестра году.
В 2010-м БСО исполнится 80 лет. Поездки по стране, восстановление разорванной культурной карты -- один из главных приоритетов юбилейного года. Дирижер отметил, что в числе первых маршрутов юбилейного сезона выбраны Вологда и Череповец, где при поддержке губернатора будет проведен фестиваль в честь 70-летия безвременно ушедшего композитора Валерия Гаврилина (уроженца Вологды), одного из любимых БСО и его художественным руководителем.
Пермский фестивальный маршрут
Миссия хранителя, реставратора культуры по-видимому определила и репертуар фестивальной программы. День открытия, 4 сентября, был посвящен именно что реставрации двух балетов Джорджа Баланчина: «Кончерто барокко» (на музыку Концерта для двух скрипок и струнного оркестра И.-С. Баха) и «Серенады» (на музыку Серенады для струнного оркестра Петра Чайковского). Исполняемая артистами Пермского театра хореографическая неоклассика ассоциировалась у меня с образами скульптурных рельефов ар-деко. Строжайшая дисциплина каждого движения помогает выстроить совершенную формулу: музыка - alter ego пластики. Ведомый Владимиром Федосеевым оркестр Пермского театра в возрождении старинного стиля участвовал бережно и нежно.
Другие звучащие на фестивале опусы -- еще более глобальные ориентиры в исторической навигации Федосеева. Девятнадцатый век представлен сыгранным вчера Концертом для скрипки с оркестром Петра Чайковского (в сопровождении БСО солировал уроженец Перми, увенчанный многими международными регалиями Павел Милюков), ожидающейся оперой Николая Римского-Корсакова «Царская невеста» (это репертуарный спектакль театра, Владимир Федосеев продирижирует им с Пермскими хором, оркестром и солистами). Двадцатый век предстал глыбой Пятой симфонии Шостаковича (звучала вчера в исполнении БСО), полыхающим всеми цветами палитры художников «Бубнового валета» «Петрушкой» Стравинского, наконец, ввергающим в трепет «Иваном Грозным» Сергея Прокофьева. В отношении к последнему опусу возникло немало вопросов. БСО, хор Пермского оперного театра, чтец -- народный артист России Николай Мартон, дирижер Федосеев исполнили ораторию так могуче, что в самом деле стало жутко. Ведь если мы говорим о реставрации топосов культуры, то что есть прокофьевский «Иван Грозный»? Принятие и оправдание тиранов-садистов (от Грозного до Сталина, с кем недвусмысленно ассоциировалась сочиненная в 1945 году оратория), замучивших безмерное число невинных душ? Нет, конечно же, нет. Именно что феноменально богатое по эмоциям, по точности и красоте их артикуляции, страстное, выстраданное самим Федосеевым (оратория звучит в его редакции) исполнение спасает от лубочной политической конъюнктуры. Сочинение воспринимается путешествием в самое потаенное души народной, в которой так невозможно сочетаются нежность, кротость, желание подвига, великодушие, одновременно -- трусость и раболепие, гнев, жестокость, презрение к инаковости, отчаянная готовность «переступить черту». Грозный тут уже ни при чем. Гениально изложенные Прокофьевым и восхитительно исполненные БСО вместе с хором фольклорные темы переводят содержание в куда более масштабный план. После окончания концерта зал неистовствовал. Воздух раскалился от захлестнувших всех эмоций. Овация стоя, восторженный гул. Одиссея Федосеева совершается не на прогулочном теплоходике. Всерьез...
Сергей Хачатуров. Пермь—Москва. «Время новостей»