24.08.2011 | Вольфганг Бутцлафф | Flensburger Tageblatt
В таком великолепном составе, как никакой другой оркестр прежде, предстал московский Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского в Кильском замке. Восемь контрабасов, как прикрытие всей широты тыла, магнетически приковывали к себе внимание уже во время вальса Александра Глазунова, и уже больше не отпускали. Слушали даже глаза.
Шестнадцать первых скрипок гарантировали слушателям равновесие между струнными и духовыми. Владимиру Федосееву, главному дирижеру уже на протяжении 37 (!) лет, иногда достаточно движения пальцев, и вот они желанные звуки. Как приверженец старой школы он отказался от любого самовыражения, его жесты полностью служат музыкальному слуху и точности.
Оба пользовались повышенным спросом на концерте для скрипки Чайковского, сольную часть которого исполняла Патрисия Копачинская родом из Молдавии. Колдовство ее исполнения было просто захватывало уже с первых тактов. О молодой, получившей образование в Вене и живущей сейчас в Швейцарии, девушке ходит слава, как о «пощечине для гладких современных скрипачек». И все же она совершенно непретенциозный исполнитель: она снимает с песенных мотивов налет сентиментальности и дает простор каденциям Паганини в своей крови со всем техническим коварством и изощрениями. Это так увлекательно, так страстно и наполнено энергией, что в порядке исключения и совершенно оправданно первые аплодисменты раздались уже после первой части.
Казалось, что подняться выше уже невозможно, и все же после фазы покоя песенной канцонетты стремительный финал – это еще один плюс непреодолимо захватывающей силы. Взаимодействие с оркестром, замысловатые вступления которого Федосеев согласовал до доли секунд, является примерным. Во время выступления на бис одного молодого венесуэльца и Джоржа Энеску скрипачка поблагодарила за громкие аплодисменты. Во время исполнения музыки для балета Стравинского «Петрушка» оркестр показал, какой сольный потенциал скрывается в нем. Одному, к сожалению не названному, пианисту досталась виртуозная характеристика титула героя. Чисто музыкальное основное преимущество произведения состоит в его комбинации пародийной тривиальности и непосредственной вырывающейся могучей силы.
Панорама звука, похожая на коллаж, и без хореографического воплощения подкупает своей гениальной оркестровкой. После повторных оваций московский элитный ансамбль, произведший сильное впечатление, исполнил на прощание «Щелкунчика», пробную версию своего покровителя.